|
|
:: Монастырь
|
История монастыря
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
:: Информация |
Если у Вас есть какая-либо информация о монастыре, но на страничке ее нет, а вы
бы хотели ее видеть, то присылайте ее на tmn13@narod.ru
|
|
|
|
|
Рождество - Богородичный
Санаксарский мужской монастырь :.
История монастыря (Часть 1)
Начало свое Санаксарский монастырь, или Санаксарская пустынь,
получил в 1659 году, в царствование Царя Алексея Михайловича.
Некто житель города Темникова, писец и служилый дворянин Лука Евсюков,
которого должность, как сказано в старой книге, была таковая: «летом
служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе».
Владея землею в тихом и живописнейшем месте у излучины реки Мокши, где
сосновый бор подступает по некоторой возвышенности к небольшому озерцу Санаксар,
|
:: Озеро Санаксар |
|
|
нашел место это весьма удобным для уединенной иноческой жизни,
а потому, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать
монастырь. Для этой цели пригласил он из опустелого Старо-Кадомского монастыря
старца игумена Феодосия, известного ему своей высокой духовной жизнью. Пленившись красотой этого
уединенного места, решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно,
пришедших из Старо-Кадомской обители братии и еще
присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий сначала построил часовню для
отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и
место для устройства монастыря, построили необходимые для жилья кельи.
Собравшееся малое братство, под руководством игумена Феодосия,
прожило таким образом в убожестве около десяти лет.
Смиренная благочестивая жизнь подвижников Санаксарской пустыни
привлекла к ним внимание и любовь жителей города Темникова и окружных уездных
боголюбивых людей. Прибывали понемногу и братия, любители пустынного жития. И
|
:: Патриарх Иоасаф II |
|
|
вот, в 1669 году, городские Темниковские и уездные разных чинов и звания люди,
вместе со старцем игуменом Феодосием просили Святейшего Патриарха Иоасафа II
благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя
Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут
пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для
собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет
ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде это желание
исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего
Патриарха Иосафа II была дана благословенная грамота на построение церкви и
монастыря: «...аз, смиренный великий господин Святейший Иоасаф, Патриарх
Московский и всея Руси, города Темникова и уездных всяких чинов людей
благословил и велел им на тое церковь лес ронить и с того лесу в Санаксарской
пустыни церковь новую, во имя Пречистыя Богородицы иконы Ея Владимирския
воздвигнуть, и монастырю быть...» Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство
затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана
была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а
монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.
В следующем 1677 году игумен Феодосий бил челом Великому
Государю Феодору Алексеевичу, прося отдать монастырю перевоз на реке Мокше и
сенные покосы - на содержание монастыря, - каковое разрешение от Великого
Государя было получено. Вскоре Санаксарской пустыни еще отведены были сенные
покосы, земля и лесные угодья, отмежеванные и укрепленные за нею писцом
Дмитрием Полочаниновым в 1685 и 1686 годах.
Старец первоначальник игумен Феодосий прожил в Санаксарской
пустыне до 1681 года. Вероятно, по своим челобитным, а быть может и лично был
известен Царю и Патриарху по благочестивой своей жизни. Старец, по именному
повелению Государя Феодора Алексеевича и по грамоте из Сибирского приказа, в
1681 году из Темниковского Сретенского Санаксарского монастыря с некоторою
братиею взят был с миссионерскою целью в Сибирь, для устроения на выданную из
казны царской сумму в Иркутском наместничестве в Верхне-Удинском уезде на реке
Селенге, впадающей в озеро Байкал, Преображенского Посольского монастыря.
|
:: Иеросхимонах Иоанн |
|
|
Значительным в истории двух обителей - Санаксарской и Саровской
- является тот факт, что основатель и первоначальник Саровской пустыни
иеросхимонах Иоанн, будучи еще монахом Исаакием, подвизался сперва в Санаксаре,
«в ревностных подвигах умерщвляя плоть постом, бдением и трудами». Его
богоугодная жизнь приобрела ему любовь Санаксарской братии, и они упросили его
принять священный сан. В 1692 году Исаакий был рукоположен в Москве во
иеромонаха и, вернувшись в Санаксарскую пустынь, положил начало своего
священнического служения.
После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима,
Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания
они были, не известно. В управление их, по благословению Преосвященнейшего
Стефана, Митрополита Рязанского, деревянная Владимирская Сретенская церковь, за
ветхостью, разобрана, и построена новая, тоже деревянная, холодная.
Затем, при строителе иеросхимонахе Петре, в 1730 году марта 12
дня, на прошение его по указу из Синодального казенного приказа разрешено
построить вторую церковь, деревянную теплую, во имя Усекновения главы святого
Иоанна Предтечи.
Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял
пустынью - нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех
означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях:
братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и
ризнице ощущался крайний недостаток. Какими правилами руководствовалась
Санаксарская пустынь во внутренней своей жизни, тоже сведений о том никаких
нет.
24 февраля 1752 года, по указу Суздальской духовной
консистории, определен в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Евфимиева монастыря. Пробыв здесь один год, видя недостаток в братии и
скудость во всем в обители, - он просил опять Суздальскую консисторию о
возвращении своем в Спасо-Евфимиев монастырь, куда и уволен был в 1753 году,
указом от 17 марта, а Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения
своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской
пустыни, как ближайшей к Санаксару и при том благоустроенной. Так продолжалось
до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор
(в миру Иван Игнатьевич Ушаков), который возымел твердое намерение возобновить Санаксар.
|
:: Преподобный Феодор Санаксарский |
|
|
Преподобный Феодор был настоятелем Санаксарского монастыря до
1774 года. После его удаления в Соловецкий монастырь, настоятелем был избран
иеромонах Иоиль (в миру Илия Фомич Тишков), утвержденный в должности 8
августа 1774 года. Он был из числа одиннадцати отставных военных гвардейцев,
учеников преподобного Феодора, постриженных по Именному указу от 23 апреля 1763
года. По сказанию монастырской летописи: «Иоиль был муж благоговейный и человеколюбивый,
во всяком благом деле благоуспешный и сладкоглаголивый, тихий, ласковый и
предобрый старец». Он управлял монастырем четыре года. При нем, по указам из
консистории Преосвященного Иеронима Владимирского, освещены были в 1776
году: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого
Иоанна Предтечи, по надлежащем украшении оной приличным иконостасом, святыми
иконами и прочим благолепием; а над святыми вратами под колокольнею - церковь во
имя Преображения Господня, также прилично украшенная. В том же 1776 году
окончена кладкою колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим
сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною тридцать три
сажени, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую
сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу
к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две кельи. Обе башни
вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца
иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. В 1777 году на
северной стороне к реке Мокше начато строительство трапезного каменного
двухэтажного корпуса, в длину на четырнадцать сажень, и в два года окончен. Вверху
размещается трапеза с кухнею, а внизу хлебопекарня с кладовыми для муки и разных
хозяйственных продуктов. В 1778 году в декабре месяце настоятель иеромонах Иоиль,
«за некоторыми от братии несогласиями» (как сказано в указе духовной
консистории), был перемещен в дом Преосвященного Иеронима, епископа
Владимирского, где недолго побыв, перемещен в Московский Чудов монастырь, в
котором был наместником. Из Чудова монастыря взят был в Троице-Сергиеву
лавру и стоял при мощах преподобного Сергия Радонежского чудотворца. В 1791 году
скончался и был погребен в Вифании, принадлежащей к лавре.
По отбытии настоятеля иеромонаха Иоиля в Архиерейский Владимирский дом, по
выбору братии в 1778 году указом Владимирской консистории определен настоятелем
иеромонах Венедикт (в миру Василий Давыдович Селиванов), бывший из числа
одиннадцати гвардейцев. Настоятель Венедикт, по отзыву летописи
монастырской,
«был теплый любитель добродетелей: муж благочестивый, в должности
своей рачительный, к церковной службе усердный. Был простосердечен и милостив;
кроме прочих званий - искусен в шитье риз». При нем в 1779 году, за присмотром
казначея иеромонаха Вениамина, на восточной стороне к озеру Санаксар был
построен двухэтажный каменный корпус братских келий, длиною десять сажень. В
одной из этих келий, по возвращении из Соловецкого монастыря, пребывал первоначальник обители преподобный Феодор. В том же году от Преосвященного
Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, за рукою его и печатью даны
грамоты:
-
О переименовании в соборной церкви в верхнем этаже храма
Владимирской иконы Божией Матери - в храм Рождества Богородицы;
-
О построении больничной церкви во имя Владимирской иконы
Богородицы, с кельями для больных.
Соборная главная церковь Рождества Богородицы, весьма хорошо
украшенная и снабженная утварью, освящена была лично Преосвященным Владимирским
Иеронимом 16 августа 1780 года. Больничная Владимирская церковь по плану
живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годах. По надлежащем
украшении освящена 6 июня 1782 года настоятелем иеромонахом Венедиктом с
братиею по грамоте Преосвященного Иеронима. В 1781 году по южной стороне, в
линию с больничными кельями, построен корпус для братских келий, двухэтажный
четырнадцать сажень в длину, в параллель и симметрию с трапезным корпусом на
северной стороне. В 1782 году на той же южной стороне через небольшой интервал
построен двухэтажный каменный корпус братских келий на протяжении двадцати двух
саженей; в нем в нижнем этаже устроена общая комната-мастерская для
монастырских портных и сапожников. В интервал между означенными корпусами
проведена каменная оградная стена и на ней построена небольшая башня со шпилем,
и внизу - с открытыми кладовыми для дров и других хозяйственных предметов. В
1783 и 1784 годах на противоположной северной стороне, в симметрию, на
протяжении двадцати двух саженей, построен каменный двухэтажный корпус, с
подобною же башнею в стене. В нем устроены помещения: для настоятеля, казначея
и братии вверху, а внизу кладовая, рухлядная палатка и кельи для нескольких братий. В 1784 и 1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен корпусов,
построена внешняя каменная ограда, обвивающая всю возвышенную площадь монастыря
с трех сторон: от реки, от озера Санаксар и от лугов. Ограда эта построена с
отступом от стен жилых строений на четыре и более сажени; состоит из арок
вышиной с подошвы в три и более аршина. По этой внешней ограде в дни Святой
Пасхи, в престольные и другие праздничные дни бывали вокруг монастыря крестные
ходы. В том же году по обе стороны колокольни к ограде пристроены два малых
корпуса для просфорни и столярных работ; а в северо-восточном углу построены
погреба и квасоварня, с башнею и кельями в ней. В эти годы в обители
Санаксарской всей братии: монахов манатейных, рясофорных, а также послушников
по письменным отпускам, - проживало до ста человек, а иногда и более. По
примеру древних обителей палестинских и русских постановлено было в Санаксаре
священным правилом приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания
принимать и по возможности успокаивать во всем: в помещении, пище и в духовных
нуждах. Также приходящим бедным странникам и нищим в нуждах их посильно
помогать. При больничных кельях была устроена небольшая аптечка с необходимыми
медикаментами - для своих братий болящих и для некоторых из окрестных
приходивших больных. В 1786 и 1787 годах за монастырем в расстоянии от святых
врат саженей на пятнадцать построен для богомольцев из благородных классов
двухэтажный каменный дом с устройством приличных номеров. В нижнем этаже -
особая небольшая трапезная комната и при ней кухня. В 1788 году в декабре
месяце на пожертвование благотворителей отлит в Москве колокол в двести
тридцать семь пудов. В том же году 27 декабря скончался настоятель иеромонах
Венедикт, 62 лет от рождения, в иночестве пребывал 25 лет, и погребен у стены
соборного храма, на углу северной стороны.
[1] [2]
[3] [4]
Дальше
|
|