|
:: Атаманша Алена |
|
|
В истории России известны неоднократные выступления народа против гнета феодалов-бояр и помещиков.
Рост боярского и помещичьего
землевладения, барщина, непосильные денежные и натуральные поборы, невыносимо
тяжкие наказания вызывали массовое недовольство крестьян. Борьба крестьян против
феодалов принимала особо острую форму во время крестьянских войн под
руководством Болотникова (1606 - 1607 гг.), Степана Разина (1670 - 1671 гг.) и
Емельяна Пугачева (1773 - 1775 гг.)
Положение крестьянства и
простого ремесленного люда в Темниковском уезде Тамбовской губернии было
тяжелым. Поэтому, когда восстание под руководством Степана Разина с Дона
перекинулось на Волгу, дошло до Симбирска и оттуда в район Пензы, оно нашло
живой отклик среди крестьянства Тамбовщины.
История разинского восстания
донесла до нас имя женщины Алены, которую писательница Н. Кончаловская в своей
книге «Наша древняя столица» называет первой русской героиней, а Б. Бялик в
очерке «Алена Арзамасская» сравнивает ее с героиней французского народа Жанной д` Арк.
Так много сходного в их судьбах.
Алена, отчество и фамилию
которой, к сожалению, история не сохранила, была из села Выездная Слобода под
Арзамасом. Детство Алены было безрадостным, а юность прервало нежеланное замужество
с немолодым крестьянином той же слободы. Вскоре, однако, муж умер, и на этом закончилась
семейная жизнь молодой женщины. Она не стала пытать судьбу, мыкаясь по свету убогой вдовицей,
а постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась
грамоте, ей открылся книжный мир, а позже узнала народное врачевание.
Мятущаяся душа Алены, однако
же, не приняла многого в монастырском быту. Испытав в юности и крепостной гнет,
и унижения, она не желала мириться с несправедливостью и неравноправием.
Поэтому, лишь только занялся в 1669 г. пожар крестьянской войны,
под началом Степана Разина, решительная женщина покинула монастырскую келью и примкнула к
восставшим. Алену хорошо знали в окрестных деревнях, и ей нетрудно было собрать отряд в 200
человек. По дороге в Темников, куда бывшая монахиня повела свой отряд, к ней присоединялись
крестьяне мордовских, татарских, русских деревень, так что собралось их около 6 тысяч.
«Атаманша» знала, что с другой стороны к Темникову идут от Саранска верные разинцам силы во
главе с избранным повстанцами атаманом Федором Сидоровым.
В 1670 г., объединив восставших, Алена и Федор овладели городом Темниковом.
Заняв резиденцию бежавшего темниковского воеводы, Алена более двух месяцев управляла городом
и командовала огромным разноязычным и разноплеменным войском повстанцев.
30 ноября 1670 г. у села
Веденяпина войско Алены было атаковано карателями и разгромлено. Узнав о неудаче
под Веденяпином, народ стал разбегаться из Темникова и хорониться в лесах. Те
же, кто был побогаче и кому не по душе были установленные Аленой порядки,
отрядили делегацию «лучших людей» к князю Ю. А. Долгорукому, полковому воеводе,
прося помощи против «холопей».
4 декабря 1670 г. правительственное войско вошло в пустеющий
город. Последние горстки восставших отчаянно обороняли воеводскую
избу и собор. Когда Алена увидела, что все полегли в неравной
борьбе, она, отвязав саблю, бросилась к соборному алтарю. Здесь ее и
нашли каратели. После страшных пыток, которым ее подвергли в надежде
выведать имена сподвижников, Алена была приговорена к сожжению.
|
:: Атаманша Алена |
|
|
Когда разгорелся костер Алена обратилась к народу, крикнув:
«Когда бы все так воевали, как я, князь Юрий навострил бы от нас лыжи». Захваченных в плен попа Савву, бывшего
вместе с повстанцами, и помощников Алены
повесили по преданию на Рябчиковой горе за рекой Мокшей.
Память о первой русской женщине-героине, мужественной крестьянке Алене, смело
вставшей против поработителей за народное счастье, хранится в памяти народной.