Надежда Михайловна Аваева - талантливая пианистка, уроженка города Темников.
Она родилась 3 марта 1870 года в купеческой семье. Её отец М. Ф. Аваев (умерший в 1903 году)
в течение двадцати пяти лет переизбирался на пост темниковского городского головы (председателя
городской управы) и, как позволяли условия того времени, проявлял заботу о благоустройстве города.
Семья Аваевых была культурной и гостеприимной. Именно Аваевы в 1870-х годах впервые
в городе приобрели рояль. У них бывал неоднократно приезжавший в Темников известный поэт
П. А. Козлов, которого Надежда Михайловна хорошо помнила.
Своим детям Аваев дал хорошее образование. Братья Надежды Михайловны: Михаил
Михайлович был инспектором народных училищ в Елатьемском уезде Тамбовской губернии, Петр Михайлович
— крупный инженер-электрик. В течение ряда лет работал преподавателем электротехнического института
в Петербурге, а в советское время (20-е годы) профессор и доцент химического факультета
Нижегородского университета. Старшая сестра Софья Михайловна Аваева-Рачинская, жившая в Петербурге,
окончила там консерваторию и была превосходной пианисткой. С детства играя на рояле, Н.М. Аваева
проявила исключительные музыкальные способности и готовилась поступить в Петербургскую консерваторию.
Напряженная подготовка к экзаменам дала себя знать - Аваева растянула сухожилия кисти левой руки, и
врачи на длительный срок запретили ей исполнять технически трудную музыку. Вместо консерватории она
поступила в Петербурге в редакцию единственного в России музыкального журнала «Нувеллист». Там
встречалась со многими видными певцами и музыкантами, приходившими за нотными новинками, и
аккомпанировала знаменитой эстрадной певице А. Д. Вяльценой.
Возвратясь в Темников, Н.М. Аваева занялась музыкально-педагогической деятельностью.
Она обучила десятки юношей, девушек, а также и взрослых игре на рояле, принимала участие в
выступлениях драматического коллектива и во многих общественных начинаниях, которые передовая
интеллигенция стремилась проводить, несмотря на препятствия царских чиновников.
Вскоре после установления Советской власти в Темникове открылась музыкальная школа,
и Н.М. Аваева была назначена заведующей. По ее инициативе из бывших помещичьих усадеб в эту школу
были свезены ценные музыкальные инструменты. А после закрытия школы она проводила обучение музыке на
дому.
С 1933 по 1935 год Надежда Михайловна работала музыкальным иллюстратором немого кино,
и не секрет, что многие шли в кинотеатр не только посмотреть картину, но и послушать игру Аваевой.
Одновременно она включилась в концертную деятельность: выступала как солистка и концертмейстер в
концертах темниковского оркестра русских народных инструментов, аккомпанировала хору при Доме
культуры и выступавшим по местному радио участникам художественной самодеятельности. На сессиях
заочного отделения педагогического училища преподавала методику пения.
В репертуаре Н.М. Аваевой были труднейшие для исполнения произведения классической
музыки. С присущим ей мастерством она играла патетическую и «Лунную» сонаты Бетховена, пьесу Шуберта
«Лесной царь» в транскрипции Листа, листовские 2-ю и 12-ю венгерские рапсодии, 14-й вальс Шопена, 2-ю
мазурку Годара. «Полишинеля» Рахманинова, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского, вальс
Штрауса «На берегу голубого Дуная» в концертной обработке Годовского и многие другие. Исполняя
эстрадную музыку, она обычно усиливала ее своими вариациями. Игра Аваевой отличалась проникновением
в содержание произведения и замечательной техникой.
Поражала необычайная аккуратность Надежды Михайловны. На концерт она всегда приходила
одной из первых. В зрительном зале полумрак, на эстраде заканчиваются последние приготовления, а она
уже сидит собранная, подтянутая, готовая в любую минуту пройти к роялю.
Н. М. Аваева обладала исключительной музыкальной памятью. Примером чего могут служить
следующие факты. Ей сообщили, что очередным фильмом будет комедия и желательно играть веселую
танцевальную музыку.
- Я вспомнила,— рассказывала Надежда Михайловна, двадцать две польки и не только
мелодии, но и те вариации, с которыми их когда-то играла, — И она с блеском исполнила эти польки во
время демонстрация кинокартины.
Во второй половине мая 1945 года в зале учительского института темниковцы, как и весь
советский народ, еще переживали радостные дни Победы. В зале царило приподнятое настроение. Надежда
Михайловна села за рояль и тут случилось неожиданное у нее резко ухудшилось зрение, с большим трудом
она разбирала ноты. И здесь пришла на помощь память: весь разнообразный аккомпанемент провела почти
наизусть. Присутствующие на концерте это заметили и проводили ее с эстрады громом аплодисментов.
В течение пятнадцати лет - до 1948 года - года окончательного ухода на отдых Надежда
Михайловна была музыкальным работником в городском детском саду. Она была награждена медалью «За
доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
Скончалась Н.М. Аваева 3 октября 1959 года.
На темниковском кладбище, на могиле пианистки почитатели ее таланта поставили
небольшой белый камень, на котором выгравированы нотный стан, лира и надпись: «Пианистка Аваева
Надежда Михайловна. 1870—1959».
Как начинательница музыкальной жизни Темникова, педагог, отзывчивый человек и патриот
родного города, Н.М. Аваева по праву занимает достойное место среди других знатных темниковцев.